12 необычных рекордов в «Формуле-1»
Самые странные и удивительные достижения в главной гоночной серии.
Герои нашего времени
Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон – лучшие пилоты «Формулы-1» в настоящее время. Это троица соревновалась между собой в 167 Гран-при и завоевала 226 подиумов. Но лишь трижды трио финишировало на подиуме вместе. В 2012 году гонку в США выиграл Хэмилтон, а следом за ним приехали Феттель и Алонсо. А в 2013 году все трое стояли вместе на подиуме в Канаде и Бельгии.
Везде свои люди
Ханс Хайер не добился больших успехов в «Формуле-1», но был достаточно успешен в гонках спорткаров в 60-х, 70-х и 80-х. В 1977-м его пригласил Гюнтер Шмидт, владелец команды ATS, в том году выставлявший на старт купленные у Роджера Пенске автомобили. Впрочем, Шмидт пригласил Ханса лишь на одну гонку – на домашний Гран-при немца в Хоккенхайме. Машина была неважной, Хейер не имел опыта, и, разумеется, не прошел квалификацию. Но у него нашелся свой козырь – тесное знакомство с судьями автодрома в Хоккенхайме, которые просто-напросто... закрыли глаза на то, как Ханс самым наглым образом в день гонки выкатил на стартовую прямую и расположил свой автомобиль в хвосте стартовой решетки. Увы, добраться до финиша ему не удалось – спустя десять кругов гонки на машине немца отказала коробка передач, и он сошел, после чего вдобавок, был дисквалифицирован. Фаны статистики и по сей день спорят, можно считать это участием в Гран-при «Формулы-1» или нет.
Сразу три пилота на поуле
Квалификация к Гран-при Европы 1997 года стала шедевром «Формулы-1», как и сама гонка, в которой Михаэль Шумахер в борьбе за титул попытался выбить с трассы Жака Вильнева. Сразу три пилота, боровшихся за «поул-позишн», показали абсолютно одинаковый результат: 1.21,072. В итоге места были распределены в соответствии с последовательностью, в которой были установлены результаты: Вильнев, Шумахер, Френтцен.
Кларк вне досягаемости
Джим Кларк из-за поломки коробки передач не смог подняться выше восьмого места на старте Гран-при Бельгии 1963 года. Несмотря на это, Кларку удался блестящий старт в гонке, он сумел уже на первом круге вырваться в лидеры и не упускал первого места до самого конца гонки. Вторым финишировал Брюс Макларен, уступавший британцу по секунде на круге. Лишь новозеландец, уступивший на финише почти пять минут, смог финишировать в одном круге с Кларком. Для Джима – это была одна из лучших гонок в карьере. В гонке у него была невероятная по тем временам средняя скорость – 209 км/ч.
Три – счастливое число
Только три чемпиона за всю историю «Формулы-1» не выигрывали гонку, стартуя ниже третьего места на стартовом поле. На счету Себастьяна Феттеля сейчас 42 победы. По этому показателю он занимает четвертое место. Удивительное статистическое достижение.
Поул решает не все
Тео Фаби является единственным пилотом «Формулы-1», который несколько раз стартовал с поула, но так и не смог завершить ни один круг в качестве лидера. Первый прорыв итальянца пришелся на Гран-при Германии 1985 года, где Фаби в квалификации на болиде «Тоулман» опередил ближайшего преследователя более, чем на секунду. В гонке ему пришлось сойти из-за проблем со сцеплением. Уже в 1986 году он за рулем болида команды «Бенеттон» стартовал с поула в Австрии и Италии, но закончил обе гонки сходом. Гонка в Австрии получилась достаточно захватывающей. В квалификации итальянец опередил напарника по команде Герхарда Бергера на 0.194 секунды. На старте он уступил австрийцу, но затем вернул себе позицию, а к концу первого круга сошел из-за проблем с двигателем. В Монце он провалился вниз уже на старте. Тем не менее, в следующем году итальянец все-таки смог финишировать на подиуме в Австрии.
Так вот чем вдохновлялись в «Пирелли», создавая шины для «Формулы-1»...
Яблоко от яблони далеко не падает
В истории «Формулы-1» всего лишь 12 пилотов были связаны кровным родством. Некоторые выигрывали гонки, а затем становились чемпионами мира. Двукратный чемпион мира Грэм Хилл погиб в авиакатастрофе еще до дебюта своего сына Деймона в «Формуле-1». Сын, как и отец, прошел очень сложный путь к «Формуле-1». Деймон дебютировал в команде «Брэбем», за которую когда-то выступал его отец. Он даже использовал дизайн шлема, как у отца. В финальной гонке в истории команды «Брэбем» Деймон финишировал 11-м. Примерно 20 лет назад его отец Грэм на аналогичной позиции финишировал в последней гонке за «Брэбем».
Круг замкнулся
Самое, наверное, захватывающее за всю историю «Формулы-1» сражение за титул происходило между Аленом Простом и Айртоном Сенной. Они стимулировали себя добиваться новых высот. Интересно, что Прост выиграл в тот день, когда Сенна дебютировал в спорте. Бразилец, в свою очередь, в тот день, когда француз завершал свою карьеру в гонках. В то время как Алан Джонс выиграл в тот день, когда дебютировал Прост, а француз в тот день, когда австралиец завершал карьеру. Аналогичный случай произошел между Дженсоном Баттоном и Михаэлем Шумахером. Например, Кими Райкконен выиграл гонку, в которой дебютировал Льюис Хэмилтон. В день дебюта Нико Росберга в «Формуле-1» победу одержал Фернандо Алонсо.
Последний герой
На Гран-при Европы 2011 года на старт вышло 24 пилота и 24 пилота финишировало. В то время как рекорд по количеству пилотов на старте был установлен на Гран-при Германии 1953 года – на стартовой решетке стояло сразу 36 машин! Примечательно, что в гонке в Валенсии последним финишировал Нараин Картикеян. Этот финиш стал самым худшим за всю историю «Формулы-1».
Маэстро
Все, как загипнотизированные, наблюдали за победой Айртона Сенны в гонке в Донингтон-Парке на Гран-при Европы 1993 года. Его пилотаж можно смело назвать одним из самых лучших в истории. Бразилец, стартовав четвертым, уже к концу первого круга смог выйти в лидеры, а затем финишировать, опередив ближайшего преследователя Деймона Хилла более, чем на минуту. Он пилотировал в течение всей гонки в квалификационном режиме. Когда Сенна въехал на пит-лейн, чтобы совершить пит-стоп, команда оказалась не готова. Легендарный пилот нажал на педаль газа и показал лучший круг в гонке, который на 1.350 секунды быстрее того, что смог показать любой другой пилот. Стоит отметить, что тогда еще не действовало правило ограничения скорости на пит-лейне.
Молодость и старость
Современная «Формула-1» предоставляет к пилотам уже такие требования, которые не позволяют им пилотировать болид в 40 лет. Хотя на Гран-при Швейцарии 1953 года на подиуме финишировали три пилота «Феррари»: Альберто Аскари, Нино Фарина и Майк Хоторн. На троих им было 140 лет и 93 дня. В среднем получается 46 лет и 9 месяцев. В противовес этому последний подиум в Хоккенхайме. Средний возраст Льюиса Хэмилтона, Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена составил 25 лет и 10 месяцев.
Лучший из соперников?
Сражение между Михаэлем Шумахером и Жаком Вильневым за титул в 1997 году войдет в историю на века. На двоих в сезоне пришлось 12 побед (семь у Вильнева и пять у Шумахера). В сезоне, состоящем из 17 Гран-при, на двоих пришлось 13 поулов (десять у Вильнева), а также 16 подиумов (по восемь у каждого). Удивителен тот факт, что вместе на подиуме они в течение одного сезона ни разу не стояли. До этого подобное было только в сезоне 1950 года, когда Нино Фарина и Хуан Мануэль Фанхио боролись за титул.
Топовое фото: Global Look Press/Dan Wozniak/ZUMAPRESS.com