Руслан Чагаев уходит из бокса. Почему это правильное решение
Алексей Сукачев провожает того, кто должен был, но не смог.
На фоне иных новостей его уход был и не будничным даже, а вообще незаметным. WBA решила устроить дилогию Руслана с совсем уж старым и немощным Фресом Окендо, Чагаев не отозвался, его спохватились, Тимур Дугазаев отловил его по мобильному и сообщил: все, конец, Руслан повесил перчатки на гвоздь.
… Его прощание, конечно же, виделось совсем иным – чемпионом после тяжелого поединка или проигравшим, но где-нибудь в Barclays Centre или Ceasar’s Palace, или при стечении сотни тысяч родных (да не очень – помня о его национальности) узбеков, где-нибудь в Андижане. Но это лет десять назад, сейчас же тихое завершение карьеры, которая шла извилисто, но последнее десятилетие – только вниз – кажется самым логичным концом.
Чагаев, между тем, начинал как никто другой. К 22-м годам он дважды (неудачно) дрался на Олимпиадах и трижды (очень удачно) – на чемпионатах мира. Два раза (в 1997-м – в Будапеште, и в 2001-м – в Белфасте) побеждал в них, одной победы его лишили из-за двух глупых боев в профи. Мог чемпионом быть и трижды, но в Хьюстоне на его пути встал легендарный Феликс Савон. Трехкратный (в будущем) олимпийский чемпион тогда победил, но вообще Чагаев в очных встречах был лучше: 2-1.
В 22 года с двумя победами над Савоном и двумя чемпионскими титулами в любителях Чагаев смотрелся очень интересно, даже богато. Его не испортил и переезд в Германию, хотя стиль – как и всегда в таких случаях – стал более унылым. Однако общий уровень не снизился. Чагаев дрался часто и успешно, а потом победил Валуева и стал чемпионом мира. В те времена Кличко лишь дважды защитил свой титул IBF, Виталий еще не вернулся, а по версии WBC чемпионил Олег Маскаев – золотое время для экс-советских тяжей. Из них всех Руслан казался самым перспективным и основательным. The Ring записал его в звезды бокса – вместе с Хэем, Пакиао, Кличко и другими – и тогда это не выглядело преувеличением.
Но звездой он не стал, сильным чемпионом тоже. Его мытарства в золотые годы были по-настоящему печальны – вдвойне от того, что правды никто не знал. Бой с Султаном Ибрагимовым (с Чагаевым, а не с Кличко, планировался первый объединительный бой с участием экс-советских бойцов в тяжелом весе) отменили то ли из-за гепатита B, то ли из-за отслоения сетчатки. Затем Чагаев, кажется, порвал ахилл, и реванш с Валуевым сдвинулся на 2009-й год. Победы над стареньким кикером Скелтоном и никакущим костариканским уголовником Драммондом – вот и все, чего добился Руслан в статусе чемпиона перед поражением от Владимира Кличко.
Сейчас можно было бы произнести пафосную фразу о том, что Кличко «сломал его», но это настолько же далеко от истины, сколь далека оказалась карьера Чагаева от золотых стандартов. Где-то попридержали, где-то не фартануло, где-то не повезло (например, против Александра Поветкина, проведшего с Чагаевым один из лучших своих боев). Второе чемпионство и вовсе уместно забыть: победа с душком над Окендо и разгромное (хотя и не чистое) поражение от Лукаса Брауна не оттенятся даже близко нокаутом Франческо Пьянеты.
Нет, если кто и сломал Руслана, то только он сам. А, может, никто и не сломал, а просто не повезло. Но тогда Чагаеву не везло, кажется, все время. Болячки и скрытые травмы (говорят, последние …дцать лет Руслан дрался с одним здоровым глазом), травмы открытые и смена промоутеров – все смешалось в дикий калейдоскоп, который кем-то постоянно перетряхивался. Завершив карьеру, Чагаев остановил безумный барабан, но вместо «суперприза» взял только утешительный трофей.
Годы спустя о лучшем узбекском боксере в истории буду вспоминать со смешанными чувствами, но всегда с печальным привкусом: да, мог, но так и не добился того, чего так громогласно и ярко обещал.