Игорь Курносов: «При встрече руку Мамедьярову не подам»
Международный гроссмейстер Игорь Курносов рассказал в подробностях «туалетного скандала-2» во время турнира «Аэрофлот Опен», когда азербайджанец Мамедьяров обвинил его в использовании компьютерных подсказок.
«Многие элитные игроки слишком высокого мнения о своей игре. В случае поражения они ищут корни неудач не в себе, а в чем-то другом. Потому как, чтобы такое придумать, какую фантазию надо иметь!
Никаких последствий для меня инцидент не имел. Главный судья турнира сделал заявление для прессы, сказав, что ко мне никаких претензий быть не может. Многие известные шахматисты меня поддерживали. Мамедьяров проиграл партию, проведя ее очень слабо, гораздо ниже своего уровня. И решил, что я пользовался подсказкой компьютера. Это полный бред. Он сделал себе хуже. В шахматном мире над ним смеются.
Как это отразилось на мне? На турниры, куда раньше меня приглашали, меня и сейчас зовут. Даже наоборот, приглашений стало больше.
Единственный минус это ажиотаж вокруг всего этого. Если раньше я часто играл в интернете на разных сайтах, то сейчас выйти туда почти невозможно. Сразу со всего мира шахматисты начинают интересоваться. Один, другой, третий из вежливости начинаешь отвечать, но всем не ответишь. Сейчас я уже перестал туда выходить. Хочу сделать себе ник, у которого не будет моей фамилии.
На турнирах тоже ажиотаж. Играю на чемпионате Европы. В первом туре у меня у меня 60-й номер. Играю на 60-м столе. Так люди собираются не у первого стола, а у 60-го, им интересно, кто я такой. Поначалу это вызывало проблемы, сейчас уже привык.
Я писал в комиссию ФИДЕ по этике. Она была создана несколько лет назад в связи с прецедентом в матче Крамник Топалов. Топалов обвинял Крамника в использовании компьютерных подсказок. Комиссия решила применить по отношению к Топалову условную дисквалификацию. В случае повторных подобных высказываний Топалов будет дисквалифицирован. Я тоже просил принять меры к Мамедьярову. К сожалению, этого не произошло. Крамник пользовался помощью квалифицированных юристов. У меня такой возможности нет. И мой общественный вес не такой, как у Крамника. Никакого вразумительного ответа я так и не получил. Меня никто не обвиняет, но и официальной реакции не было, каких-то санкций по отношению к Мамедьярову по сути за клевету не применили.
Думал я и в суд подавать. Однако это очень много нервной энергии отнимает. Но в случае повтора подобных высказываний я оставляю за собой это право.
При встрече руку Мамедьярову не подам. Хотя до скандала мы с ним были в хороших отношениях, в детских соревнованиях играли. Но после инцидента не общались. Думаю, это невозможно.
Сегодня при подготовке к соревнованиям компьютер использует любой шахматист. У всех есть ноутбуки, и при подготовке используется шахматная база семь миллионов партий. Шахматисты смотрят партии своего соперника, варианты анализируют с помощью компьютера, это необходимо в современных шахматах. В мире остались, может быть, единицы профессионалов, которые не используют компьютер при подготовке.
Но компьютер лишь помощник. Все равно приходится думать самому. Играть своей головой. Компьютер он может и выигрывает у человека, но, как в шашках, не может просчитать до конца всю партию. Все равно каждая партия это творческий поединок, и, как правило, он несет в себе что-то новое. Другое дело, мало классических турниров осталось с классическим контролем времени: два часа на 40 ходов, час на 20 ходов и полчаса до конца партии. Такой контроль мне нравится больше всего. Есть время подумать и создать более цельную партию», цитирует Курносова «Челябинский рабочий».