Сергей Капков: «Чемпионат может сдуться за один день, и вы даже не успеете понять, как это все произошло»
Председатель фонда «Национальная академия футбола» и вице-президент РФС Сергей Капков рассказал, с какими проблемами может столкнуться премьер-лига в новом сезоне, а также отметил, что нельзя продавать права на показ матчей платным каналам.
«Сейчас уже декабрь. А у большинства клубов не утвержден бюджет на будущий год. Возможно, он есть у «Спартака», у ЦСКА, знаю, посчитана сумма дефицита. «Норильский никель» урезает финансирование «Москвы». По пессимистическим прогнозам, чемпионат может сдуться за один день, и вы даже не успеете понять, как это все произошло.
Мне кажется, все изменения будут связаны с внешней ситуацией то есть с финансовым кризисом. Новых спонсоров у нашего футбола нет. Непонятно, останутся ли в прежнем составе старые спонсоры. Посещаемость матчей премьер-лиги не растет, стадионные стройки заморожены, билеты на футбол продавать, увы, не научились. И совершенно непонятно, как ситуация будет развиваться. Я знаю, что клубы первой пятерки «Динамо», «Спартак», ЦСКА... уже проводят кулуарные встречи и обсуждают, как дальше быть.
Например, о том, как работать с болельщиками. Московские клубы только сейчас начали осознавать, что, по сути, это самое главное. Помните, как уверенно говорили, что продадут весь футбол на «НТВ-Плюс» и заработают на этом много денег? В итоге этих денег ни на что не хватает, а клубы просто рискуют потерять своих болельщиков. Вот они и сомневаются теперь: может быть, стоит разорвать контракт с «НТВ-Плюс»? Или, возможно, ломать пул и продавать знаковые матчи на Первый канал?
Что это даст? Клубы должны определиться они за деньги или за болельщиков? В структуре доходов теледеньги составляют всего десять процентов. И это только одна сторона вопроса.
Есть и другая сторона вопроса. Вот, к примеру, футбольный клуб «Локомотив» (или возьмем почти любой другой клуб премьер-лиги) финансируется из средств РЖД. А РЖД это российское акционерное общество, государственное. То есть, по сути, наше с вами. Как и «Зенит», принадлежащий «Газпрому». И оба этих клуба продают эксклюзивные права на показ своих матчей «НТВ-Плюс». То есть хотят заставить меня, болельщика, платить деньги за то, что и так принадлежит государству, а значит, и мне.
Вы можете себе представить, чтобы мэр Москвы объявил о том, что продал Красную площадь под строительство торгово-развлекательного центра? У меня это в голове не укладывается. И я буду первым, кто выступит против этого контракта с «НТВ-Плюс». Потому что футбол в России государственный, и его нельзя продавать в частную организацию. Или делайте тогда футбол частным, но делайте хорошо, без лошадиных морд на подходе к стадиону, без трибун из голого бетона, без отмороженных хулиганов.
А ведь сейчас и развернется поле битвы выживет тот, у кого есть болельщицкое ядро, кто может поддержать свой клуб и принести свои деньги в кассу, отдать их за билет. Вот феномен вы задумывались над тем, почему в футболе не принято платить за билеты?
Есть много знакомых футболистов, функционеров, знакомых знакомых футболистов и функционеров и так далее. Им и в голову не приходит прийти и купить билет в кассе. Они просят его, и клубы дают. А вот теперь другой пример ведь знакомые и знакомые знакомых актеров и режиссеров не раздают билеты на спектакли и фильмы. Вот разница. Там деньги считают, копеечкой дорожат, в футболе нет.
Премьер-лига и РФС пытаются жить на частные деньги, продавая права на трансляции? Пусть тогда клубы, которые продают эти трансляции, откажутся от финансирования из госбюджетов и из бюджетов госкомпаний.
Но я, с вашего разрешения, продолжу о болельщиках ибо это и есть наш основной футбольный капитал. Предвижу, что болельщицкое сообщество будет расти и крепнуть. А основным лозунгом станет: «Это наш клуб, а не твоя игрушка». Первыми ласточками этой тенденции стали прошлогодние конфликты руководства и болельщиков в «Спартаке» и «Локомотиве». Почему, кстати, у болельщиков-то не спросили, продавать права на «НТВ-Плюс» или нет? Это ведь в том числе и они, болельщики, формируют бюджеты клубов, а потом, сформировав их из своих налоговых отчислений, вновь несут деньги уже за право посмотреть на то, за что уже однажды уплатили. Ну, логично ли?
Поэтому, думаю, до 15 января, дня дэдлайна тендера «НТВ-Плюс», который хочет продавать сублицензии, покупатели не объявятся. Предложений ни от «Спорта», ни от кого-то еще, насколько мне известно, не поступало и, скорее всего, не поступит. А закончится все как всегда посоветуются наверху, там помогут решить вопрос. И «НТВ-Плюс» в этой ситуации мне по-человечески жалко», приводит слова Капкова «Советский спорт».