Валентин Балахничев: «У нас есть только мотив, который является достаточным, но не абсолютным фактом виновности»
Президент ВФЛА Валентин Балахничев рассказал о ходе расследования дела семи российских легкоатлеток, которые получили двухлетнюю дисквалификацию по обвинению в подмене допинг-проб.
«Расследование по делу семи российских легкоатлеток, которых IAAF обвинила в подмене допинг-проб, стало одним из самых сложных в истории ВФЛА. Факты и аргументы, представленные IAAF, показали, что IAAF действовала в строгом соответствии с антидопинговыми правилами. В свою очередь, специальная комиссия ВФЛА не получила от спортсменок конкретных объяснений: почему в двух биопробах, взятых у них с разницей в несколько месяцев, оказался разный ДНК, кто виноват в случившемся. При этом, хочу особо обратить внимание: специальная комиссия ВФЛА в силу своего общественного статуса юридически не имела возможностей заниматься расследованием дела как детектива, то есть, конкретно кто и как мог подменить пробы. Она лишь анализировала факты, представленные спортсменками.
Из четырех членов комиссии трое, включая председателя Игоря Тер-Ованесяна, рекомендовали наложить на спортсменок двухлетнюю дисквалификацию. Исключение составил только Тагир Самокаев. Как практикующий адвокат он записал «особое мнение», в котором сообщил, что в ходе расследования не получил достаточных доказательств виновности спортсменок, не увидел, что именно они совершили подмену допинг-проб. В распоряжении комиссии не оказалось прямых доказательств, опровергающих обвинения, что именно спортсмены осуществили подмену проб. У нас нет ни объяснений самих спортсменок, ни соответствующих показаний офицеров, ответственных за взятие допинг-проб, ни видеозаписей момента нарушения. Есть только мотив, который является достаточным, но не абсолютным фактом виновности. Однако, согласно юридической практике, спортсменки, как наиболее мотивированные участницы события, могли совершить нарушение с наибольшей вероятностью.
Одна из семи спортсменок Ольга Егорова не принимала участия в расследовании случаев нарушений антидопинговых правил IAAF, она не присутствовала ни на одном заседании специальной комиссии ВФЛА. Но, несмотря на это, также получит двухлетнюю дисквалификацию в соответствие с действующими правилами.
В соответствие с Кодексом WADA, может быть четыре срока начала срока дисквалификации. Первый дата забора пробы, у всех спортсменок она разная, от 10 апреля до 23 мая 2007 года. Второй дата объявления претензий, первым мы получили из IAAF письмо, датированное 21 июня 2008 года. Третий дата отстранения от соревнований, соответствующее уведомление IAAF отправила 30 июля 2008 года. Наконец, четвертый сегодня, 20 октября 2008 года, дата вынесения решения о дисквалификации. Мы проконсультировались со специалистами правового управления Олимпийского комитета России (ОКР), которые в соответствие Кодексом WADA и имеющейся практикой прецедентов посоветовали нам объявить спортсменкам дисквалификацию с момента даты забора проб.
Генеральный секретарь ВФЛА Михаил Бутов получил задание в максимально короткие сроки проинформировать IAAF о решении, принятом президиумом ВФЛА. В соответствие с действующими правилами, IAAF наше решение или утвердит, или, в случае несогласия, даст нам рекомендации, или примет свое решение. При этом согласно информации руководителя антидопинговой службы IAAF доктора Габриэля Долле, IAAF в настоящее время проводит отдельное расследование об участии в нарушении антидопинговых правил IAAF, за которые были дисквалифицированы российские спортсменки, офицеров этой службы. Правда, не знаю, как оно идет», цитирует Балахничева агентство «Весь спорт».