Гэри Андерсон: «Макларену» пора бить тревогу»
Бывший технический директор «Джордана», а ныне эксперт Би-би-си Гэри Андерсон считает, что прошедший Гран-при Великобритании продемонстрировал, что в настоящий момент лучшими болидами в «Формуле-1» обладают «Ред Булл» и «Феррари». При этом Андерсон считает, что стратегия «Феррари» в гонке в Сильверстоуне по сути была правильной, несмотря на то, что в итоге пилот Скудерии Фернандо Алонсо, лидировавший большую часть заезда, финишировал только вторым.
Кроме того, Андерсон заявил, что «Макларену» пора бить тревогу, так как болид этой команды не соответствует лидерам, и по мнению Гэри, если британская конюшня в ближайшее время не добьется прогресса, она может обнаружить себя в борьбе с конкурентами лишь из середины пелотона.
«После Гран-при Великобритании болиды «Ред Булл» и «Феррари» начинают выглядеть лучшими в «Формуле-1».
Было бы неправильно делать слишком много выводов, потому что условия по ходу уик-энда очень часто менялись и никому не удалось оптимально настроить свои машины. Однако у машин «Феррари» и «Ред Булл» наиболее эффективная аэродинамика и механическая конструкция, наилучшим образом работающая с очень сложными шинами «Пирелли» этого сезона.
Если смотреть поверхностно, может показаться, что Фернандо Алонсо проиграл Гран-при Великобритании потому, что «Феррари» решила оставить на конец гонки быстро изнашивающиеся мягкие шины, в то время как «Ред Булл» использовал их в начале заезда.
Жесткие шины проявили себя лучше на длинной дистанции в Сильверстоуне, и у Алонсо были проблемы на мягкой резине в третьей практике, единственной, прошедшей при сухой погоде в завершившийся уик-энд. И отсюда напрашивалось определенное решение. Однако в стратегии «Феррари» был большой смысл.
Она подразумевала, что Алонсо должен был использовать мягкую резину, когда в его болиде оставалось наименьшее количество топлива, и значит, шины должны были работать лучше и дольше, чем если бы они использовались в начале гонки, когда машина была заправлена на полную.
Использование мягких покрышек в более поздний период также уменьшало феномен, известный как «зернение», когда поверхность шин крошится, и они обеспечивают меньше сцепления из-за того, что на полотне дороги остается больше резины.
К сожалению для «Феррари», после перехода на мягкие покрышки Алонсо недоставало сцепления в передней части болида, и он был беспомощен при атаках Марка Уэббера.
Единственной ошибкой «Феррари» мог быть слишком ранний второй пит-стоп Алонсо. Они провели его, потому что Уэббер начал сокращать отставание примерно по 0,5 секунды на круге, и в итальянской команде хотели удостовериться, что после пит-стопа Алонсо вернется на трассу лидером с комфортным преимуществом.
Однако Уэббер так быстро его догонял из-за новой резины. Он быстро бы потерял эту скорость. Если бы Алонсо остался на трассе дольше, то после пит-стопа мог оказаться позади Уэббера. Но с новыми шинами за пять или шесть кругов до финиша он мог догнать и обогнать «Ред Булл», еще до начала разрушения собственных покрышек.
Тем не менее, напарник Алонсо Фелипе Масса провел очень хороший отрезок из 14 кругов на мягких шинах в начале гонки, так что у «Феррари» не было причин считать, что их стратегия не сработает. Поэтому нельзя сказать, что они ошиблись.
«Ред Булл» был немного удивлен, когда увидел, что Алонсо решил начать гонку на жесткой резине. С этого момент Уэббер знал, что на первом отрезке ему нельзя терять много времени относительно Алонсо, чтобы догнать его в конце гонки. И план Уэббера идеально сработал», – считает Андерсон.
Также Гэри поделился своим мнением о выступлении на Гран-при Великобритании команды «Макларен».
«Макларен» начинал сезон с быстрейшим болидом, о чем председатель «Макларена» Рон Деннис не уставал напоминать мне на первом этапе сезона в Австралии.
Деннис прочитал мне небольшую лекцию, потому что перед началом сезона я сказал, что они сделали небольшую ошибку, спроектировав свой болид с более низким носовым обтекателем, чем у всех конкурентов.
Я остался при своем мнении. Более высокое шасси дает больше возможностей для развития в области аэродинамики.
Теперь у «Макларена» не самый быстрый болид – в Сильверстоуне у него были проблемы. Плохим знаком стало то, что в гонке пилоты «Макларена» использовали совершенно разные углы атаки переднего антикрыла – угол атаки на болиде Дженсона Баттона был гораздо меньше, чем у Льюиса Хэмилтона.
Переднее антикрыло – это самая важная часть болида с точки зрения аэродинамики, потому что оно определяет поток воздуха, который будет проходить через остальные части машины. И если оба автомобиля так по-разному настроены, это означает, что они не знают, что делать. Похоже, «Макларен» немного потерял направление, в котором должен двигаться.
Болид Баттона выглядит определенным индикатором – работает ли он очень хорошо или не работает совсем. И сейчас, похоже, Хэмилтон попал в ту же ловушку, что и Баттон. Несмотря на то, что выступления Дженсона улучшаются, Льюис откатывается назад, и, вероятно, они встретятся где-то в середине пелотона.
«Макларену» необходимо оценить свой болид и понять, как команды, у которых были проблемы в начале сезона, решили их. Большинство из этих команд понимают, как работать с шинами в каждом повороте.
После гонки Хэмилтон жаловался, что со вторым комплектом жестких шин у него были другие ощущения от болида по сравнению с первым. Держу пари, причиной этого является время, которое было потрачено на прогрев резины в термочехлах в боксах – этот фактор может невероятно сильно изменить характеристики покрышек.
В Сильверстоуне можно было увидеть очередные доказательства того, что «Макларен» не оптимизирует работу с шинами в квалификации. Большое количество проблем, с которыми столкнулся Баттон в последних гонках, были связаны с тем, что он не мог прогреть передние шины.
В начале первого сегмента квалификации в Сильверстоуне Баттон и Хэмилтон присоединились к колонне из 12-13 машин, ждущих на пит-лейн начала сессии. Так что Баттон терял температуру в шинах, стоя на пит-лейн, а затем, двигаясь в трафике, где каждый пытался создать для себя пространство позади впередиидущих автомобилей.
Другие же команды, такие как «Ред Булл», ждали, и выпускали свои болиды на трассу, когда очереди уже не было, и когда между автомобилями на трассе было хорошее расстояние. Кроме того, действуя таким образом, они дожидаются, что болиды, которые выехали раньше, расчищают траекторию от воды.
И вот Баттон жалуется на то, что у него не было сцепления в передней части болида – до того, пока не вернулся в боксы и установил новый комплект разогретых шин. Однако затем на трассе появились желтые флаги на его последнем круге, и он не прошел в третий сегмент.
«Макларену» пора бить тревогу, учитывая ситуацию, в которой он находится. Думаю, проблемы Баттона показывают проблемы «Макларена» с болидом. Однако так как Баттон лучше справляется с проблемами, чем Хэмилтон, и адаптирует свой стиль пилотирования, этот факт был не таким очевидным.
В «Макларене» сказали, что проблемы с шинами в квалификации в Сильверстоуне были не связаны с более обширными проблемами, которые были у Баттона в предыдущих нескольких гонках.
И это несколько запутывает, что видение команды так сильно отличается от того, что видно со стороны», – написал Андерсон в своем блоге на сайте Би-би-си.