Бланка Влашич: «Когда стала прыгать на уровне 2,05 – 2,08, все начали твердить: «Давай, ты готова, вот он, рекорд». А потом случилась травма»
Двукратная чемпионка мира и двукратный призер Игр в прыжках в высоту Бланка Влашич высказалась о поражении на Олимпиаде в Пекине, а также рассказала, почему не сумела побить рекорд Стефки Костадиновой.
— Какое чувство на Играх в Пекине было наиболее сильным — удовлетворение от классного результата, или ощущение, что жизнь разлетелась в куски?
— Однозначно второе. Проиграть ЧМ значительно проще. А Игры — это совсем иная история хотя бы в силу того, что они проводятся раз в четыре года. Для спорта это большой срок, что угодно может произойти. Как, собственно, произошло со мной, когда из-за травмы я не смогла поехать на Игры-2012 в Лондоне.
Когда в Пекине я взяла 2,05 м и проиграла Тиа Эллебо по числу попыток, мысль о том, что наш финал стал самым выдающимся за всю историю женских прыжков в высоту, был слабым утешением, вообще никаким. Спустя время, когда эмоции улеглись, я поняла, что у меня вообще не должно быть поводов для расстройства. Это было реально грандиозное выступление, грандиозный турнир, быть частью которого и завоевать серебряную медаль — великая честь для спортсмена. Но та ночь, которую я пережила после поражения, однозначно стала самой тяжелой в моей жизни.
— Многие атлеты, пережившие олимпийское поражение, утверждали, что именно оно помогло им продлить карьеру, найти новую мотивацию. Кто знает, как сложилась бы ваша спортивная жизнь, завоюй вы золото в 2008-м?
— Не думаю, что захотела бы оставить спорт. После того как я стала чемпионкой мира в Осаке в 2007-м, моя карьера всегда была как-то больше связана с результатом, а не с медалями. Я не то чтобы гонялась за рекордами, но была уверена в том, что если выйду на уровень стабильно высоких результатов, золотая олимпийская медаль никуда от меня не денется.
В 2009-м я выиграла чемпионат мира во второй раз, и, возможно, то выступление в Берлине стало одной из величайших побед в моей жизни. Я даже не подозревала, что защищать титул окажется до такой степени тяжело. Но я справилась. В тот период у меня в голове были такие большие планы.
Но большой спорт — это всегда на грани. Просто безумие, как много ты готов отдать, чтобы оказаться на вершине, и как быстро можешь очутиться вообще вне игры.
— Вас наверняка часто спрашивают о мировом рекорде Стефки Костадиновой, который стоит уже 34 года, я же спрошу о другом. Что такое один сантиметр? Тот самый, которого не хватило вам, чтобы сравняться с величайшей в истории рекордсменкой?
— Не думала об этом, если честно. Когда стала прыгать на этом уровне — 2,05, 2,06, 2,07, 2,08, — каждый встречный начинал твердить: «Давай, Бланка, ты готова, уже совсем близко, вот он, рекорд, на тарелочке, руку протянуть осталось».
А потом случилась травма. Потом вторая, третья. И я постепенно начала понимать, что мои 2,08 так и останутся пределом. Но сожалений по этому поводу у меня не было и нет. Хотя до сих пор люди спрашивают, почему тогда, в Загребе (31 августа 2009) я не сделала попытки поднять высоту до 2,10. Прыжок-то у меня совершенно сумасшедший был.
Что касается вопроса про один сантиметр, мой папа всегда говорил по этому поводу: «Если показать пальцами, это очень мало. Но под этим сантиметром иногда лежит вся пирамида твоей жизни», — сказала Влашич.