Технический директор «Лотус-Рено»: «Без регламента «Формула-1» была бы скучной, а болиды были бы похожи на жуков»

Технический директор «Лотус-Рено» Джеймс Эллисон ответил на вопросы болельщиков и поделился мнением об актуальных технических вопросах, включая влияние DRS, KERS и повышенного износа шин на гонки.

- Такое ощущение, что с нынешним износом шин, внедрением в 2011 году DRS и KERS от пилота требуется меньше умений, чтобы обгонять. Можем ли мы восстановить статус-кво?

«- В некоторой степени я не согласен с таким выводом, потому что не думаю, что нынешние правила понизили значение мастерства пилотов. Обгонов, конечно, стало больше, и именно такое намерение было при внедрении регламента-2011. Но это не принижает значение гонщиков, а лишь означает увеличение числа обгонов. На некоторых трассах, возможно, обгонов было чересчур много, но если вы посмотрите на сезон в целом, на гонки, которые у нас были, то было несколько шедевров. На большинстве трасс обгоны остаются невероятно сложным делом. И пусть консерваторам может не нравиться DRS, что я вполне понимаю, думаю, в целом при нынешнем балансе в спорте его стало интереснее смотреть. Если сделать экспертом по этому вопросу мою жену или маму, а не кого-то, кто погружен в спорт, то в этом году моя жена куда больше стремится посмотреть гонку от старта до финиша. Борьба идет всю гонку, и я думаю, все признают, что в прошлом так было не всегда. На некоторые трассы мы отправлялись с тяжелым сердцем, зная, что, скорее всего нас ждет невероятно скучная гонка от начала до конца. В этом году у меня такого чувства не было, и это хорошо.

Загружаю...

- Что эксперты думают о применении двойных зон DRS, как в Канаде?

– В ФИА проделали отличную работу с внедрением системы в этом году. Это был первый этап во всем календаре, где был такой вариант. В итоге федерацией были приняты правильные решения.

- Какие проблемы возникли у вас при адаптации машины к ограничениям на работу выдувных диффузоров в Сильверстоуне?

– Все мы в какой-то степени гадаем, как изменится баланс сил. От команды к команде ситуация будет меняться. Я не дам вам точных цифр, но кое-что сообщу. Предположим, что выдувной диффузор дает преимущество в 0,8 секунды. Теперь мы должны потерять примерно половину от этой мощности. Выхлопные газы по-прежнему работают, ведь мотор продолжает работать, а выхлоп по-прежнему направляется на диффузор. Но мы неспособны оптимизировать использование мотора, чтобы система была такой же эффективной при частичном нажатии на педаль газа. Это новая интерпретация правил.

- Насколько быстро может поехать машина «Формулы-1», если снять все ограничения по правилам?

– Думаю, спорт стал бы невероятно скучным, если бы все ограничения были сняты. Вы бы увидели машины, похожие на жуков – они были бы окружены «юбками» по направлению к днищу, которые присасывали бы болиды к трассе. Пилоты проходили бы каждый поворот на полном газу, и я думаю, что мы должны быть благодарны, что есть правила, ограничивающие нас.

Загружаю...

- Топливо в мире рано или поздно кончится. Вы уже изучаете, что делать дальше? Электромоторы, водородное топливо, что-то еще…

– Думаю, когда закончится топливо, то «Формула-1» будет последней проблемой! Моторы 2014 года уже позволяют нам двигаться в направлении, куда устремлен весь мир. Топливо становится все более дорогим. В какой-то момент мир достигнет пика производства топлива, а затем оно начнет снижаться. Моторы-2014 – это пример осознания действительности, в дополнение мы частично будем использовать электрическую энергию. Сейчас мы уже используем ее. Когда мы придем к ситуации, при которой машины, не потребляющие топливо, станут частью нашего спорта? Это зависит от происходящего в мире дорожных машин. Я не думаю, что есть много аналитиков, которые ожидают появления на дорогах машин на водородном топливе в скором будущем, хотя полноценные электрокары играют все большую роль в городских центрах. Технологии, использующиеся в электрокарах, еще не дают тех скоростей, которые нужны на дорогах, и я думаю, что нам нужно следить за развитием событий у дорожных машин, чтобы узнать, что нас ждет.

- Почему в инженерных отделах команд «Ф-1» совсем немного женщин?

– Определенно, я не чувствую, что обязан брать на работу женщин, а не мужчин. Я слегка раздражаюсь из-за стереотипов, согласно которым женщины хороши при одновременном принятии нескольких решений, а мужчины хороши при парковке машин – хотя очевидно, что это так! Мы обращаем внимание на качество претендента на вакансию. Качество претендентов на работу – и мужчин, и женщин – все время растет. Некоторые люди, обращающиеся к нам сейчас, завораживают своим умом и тем, что они дают нам. Мы видим, что число женщин, отправляющих резюме, все увеличивается, и вследствие этого число женщин в наших технических подразделениях растет.

Загружаю...

- Каковы главные различия между напарниками, которые замечают ваши работники?

– Легко подумать, что пилот не меняется, но это не так. Его способности увеличиваются или уменьшаются в зависимости от уверенности. Когда он думает, что работает хорошо, то все для него складывается хорошо, ведь степень его уверенности повышается. Динамика в споре двух напарников – одна из тех вещей, которая делает наш спорт таким интересным. Было бы не так интересно, если бы у каждой машины был лишь один пилот. Иногда отношения между гонщиками холоднее, иногда теплее, и я нахожу весь этот процесс захватывающим.

- Вы бы хотели возвращения дозаправок?

– Лично я думаю, что это был бы ошибочный шаг. Гонка без дозаправок обеспечивает больше борьбы на трассе, а не на пит-стопах. Дозаправки замедляют остановки в боксах и делают их менее зрелищными, чем нынешние. К тому же командам пришлось бы тратить много денег на транспортировку заправочного оборудования по всему миру, плюс нужны были бы люди, которые следили бы за ним. При этом оборудование производим не мы: мы покупаем его у стороннего поставщика. Если что-то идет не так, то очень обидно, что вы теряете шансы по ходу гонки из-за вещи, которую не можете контролировать», – цитирует Эллисона пресс-служба «Лотус-Рено».

Популярные комментарии
внук Брежнева
30 «Фольксвагенов» на старте - это забавно.
checker
думаю, ответы на те же вопросы, данные Адрианом, вызвали бы гораздо больший интерес.. Джеймсу же лучше сосредоточится на прямых обязанностях..

Еще по теме

2 комментария Написать комментарий