Дзамболат Тедеев: «Нормальный человек с нормальным чувством самосохранения никогда олимпийским чемпионом не станет»
Главный тренер сборной России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев рассказал об особенностях подготовки спортсменов.
– Насколько оправданны те чудовищные сгонки веса, которые практикуют борцы?
– Бывают разные ситуации. В легких весах спортсмены, как правило, много не гоняют – там и гонять-то нечего, а восемь – десять килограммов в тяжелых категориях – это не так уж и много. Методики давно отработаны.
– И как этот процесс выглядит на практике?
– Большинство борцов гоняют вес водой. Когда в течение дня ты выпиваешь пять – шесть литров воды, чувства голода не бывает – желудок постоянно заполнен. Главное – исключить из рациона все то, что способно задержать воду: сахар, соль.
– Но ведь когда вся команда гоняет вес, а по сути переходит на режим жесточайшей голодовки, это не может не сказываться на нервной системе спортсменов?
– Это да. Они все становятся в этот период противными. Капризничают, раздражаются, срываются из-за ерунды. На Олимпийских играх мы, тренеры, гоняли вес вместе с борцами – чтобы им было проще терпеть. Они в баню – мы в баню. Они бегают – мы за ними ходим.
Виктор Лебедев у нас на Олимпиаде чуть не умер: последние сто граммов никак не уходили. Что мы только тогда не делали – я сам в бане дверь держал, чтобы Лебедев выйти не мог раньше времени. Иностранцы, кто это видел, в ужасе говорили: смотрите, мол, что российские борцы с собой делают ради медали – умереть за нее готовы не задумываясь.
– Вам когда-нибудь приходилось задумываться, что те, кто борется за титул олимпийского чемпиона и готовы рисковать ради этого собственной жизнью, с общепринятой точки зрения не совсем нормальны?
– Я давно знаю это. Нормальный человек с нормальным чувством самосохранения никогда олимпийским чемпионом не станет. Но беда не в этом. А в том, что очень многие, добравшись до высшей ступени пьедестала, потом «забывают» оттуда слезть. Вроде и спорт давно закончился у человека в жизни, и сама жизнь изменилась, а он все еще мысленно там – с медалью на шее стоит и ждет, что весь мир будет продолжать ему аплодировать. А надо быть реалистом, – сказал Тедеев.