7 мин.

ЭКОНОМИКА АМЕРИКАНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФУТБОЛЬНОЙ ЛИГИ

Согласно сайту Sports Business Sportico, тройка самых ценных франшиз MLS на 2021 год - это Los Angeles FC, Atlanta United и LA Galaxy с оценкой в ​​860 миллионов долларов, 845 миллионов долларов и 835 миллионов долларов соответственно. Тем не менее, Ньюкасл Юнайтед недавно был продан за 415 миллионов долларов, а Вест Хэм Юнайтед оценивается в 508 миллионов долларов.

Так как же MLS может быть более ценной, чем Премьер-лига?

MLS больше не является пристанищем для игроков, которые приходят туда лишь с целью доиграть, завершить карьеру в тепличных условиях и её клубы больше не предлагают шикарные контракты бывшим звёздам. Теперь, матчи в МЛС становятся всё интереснее и интереснее, характер многих игр обладает интенсивностью и содержательностью - что главное для привлечения смотрящих. Строятся новые стадионы.

МЛС в настоящий день позиционирует себя как привлекательно место для молодых и талантливых, а не конечной остановкой. Это делает MLS всё более популярным.

Перевод видео-материала ютуб-канал Tifo-football

В чём же причина такого стремительного развития Американской франшизы? Насколько она ценна и в чёс заключается эта ЦЕННОСТЬ?

На другом конце списка стоимости команд из MLS, на 27-м месте, Колорадо-Рэпидз - оценивается примерно в 370 миллионов долларов. В общем контексте североамериканского спорта эти цифры не так значительны - в августе 2021 года Forbes оценил франшизу НФЛ в 2,48 миллиарда долларов - но для лиги, в которой средняя посещаемость составляет чуть более 21000, а контракт на трансляцию соревнований приносит 90 миллионов за сезон (до 2022 года), эти цифры вызывают удивление - особенно по сравнению с другими, относящимися к футболу примерами.

Менее двух лет назад Майк Эшли был готов продать Ньюкасл Юнайтед за 415 миллионов долларов, а Вест Хэм Юнайтед оценивается в 508 миллионов долларов, что достаточно хорошо - это 17-е место в списке Sportico. 

Действительно ли всё так? И если да, то почему и как?

Эти цифры, конечно, всего лишь теория, но такая стоимость описывается реальными суммами, уплаченными за доли в франшизах MLS за последние годы.

В феврале 2020 года владелец Кардифф Сити Винсент Тан продал 10% за 70 миллионов долларов. В прошлом году, в июле 2019 года, звезда НБА Джеймс Харден приобрел миноритарный пакет акций Хьюстонского Динамо за 15 миллионов долларов. Месяцем раньше, в июне 2019 года, основатель "Morningstar" Джо Мансуэто заплатил 322 миллиона долларов за владение Чикаго Файр.

Таким образом, очевидно, что MLS - это привлекательная инвестиционная среда, и уровень спроса здесь лучше всего описывается соответствующие налоговые сборы, которые удалось собрать с MLS, поскольку конкуренция растет и к 2023 году лига будет состоять из 29 клубов. 

В 2007 году Торонто присоединился к MLS, уплатив 10 миллионов долларов. В том же году в рамках своего игрового контракта Дэвид Бекхэм получил право купить будущую франшизу за 25 миллионов долларов. В 2013 году футбольный клуб Нью-Йорка заплатил сбор в размере 150 миллионов долларов, как Цинциннати (2019), Нэшвилл (2020) и Остин (2021). В 2022 году Шарлотт займет свое место в лиге, и это произойдет после того, как Дэвид Теппер, который также владеет командой Каролина Пантерз в НФЛ, заплатит ошеломляющие 325 миллионов долларов.

Это тенденция, которая делает MLS особенной, даже в гипер-капиталистическом мире американского спорта.

Согласно мартовской статье 2021 года, написанной Сэмом Стейскалом из The Athletic: "Средний процент стоимости команд MLS по оценкам Forbes с 2018 по 2019 год почти в три раза выше, чем у НБА и НФЛ, и примерно в четыре раза больше, чем у Главной лиги бейсбола и НХЛ за тот же период".

Это потрясающая цифра. Особенно с учетом того, что очень немногие из франшиз являются прибыльными и что, по данным, показанным до пандемии, только три клуба имели доход, превышающий 50 миллионов долларов (Аталанта, Лос-Анджелес Гэлакси, Лос-Анджелес). Фактически, в 2018 году 23 команды, принявшие участие в MLS, понесли совокупный убыток в размере 100 миллионов долларов.

Но доходы, получаемые отдельными франшизами, являются лишь частью уравнения для инвесторов в MLS. С приобретением права собственности приходят доли в "Soccer United Marketing" - дочерней компании, которая практически полностью контролирует коммерческие интересы футбола в Соединенных Штатах. Помимо переговоров в интересах MLS по области телевидения и маркетинга, она также занимается коммерческими правами USSF и CONCACAF. По оценке Forbes на 2019 год, SUM -  полностью принадлежащая инвесторам лиги, стоит около 2 миллиардов долларов, а годовая выручка - 350 миллионов долларов. По оценкам, некоторые клубы получают более 40% от своей стоимости только от этих владений.

Это создает различие по способам владения характерным для американского и европейского футбола, который является более традиционным - привязанным к взлету и падению результатов команды, и той собственностью, которая имеет место быть в рамках модели MLS, где франшизы на самом деле являются товаром, а инвестиции - не только лигой, но и непосредственно игрой. Казалось бы, риск заключается в том, что обе лиги зависимы от фаз роста - и это ключевое преимущество MLS перед более традиционными типами спортивного бизнеса.

В отличие от НФЛ, НБА, НХЛ, футбол еще далек от полной реализации своего потенциала, и все же есть все основания полагать, что он будет продолжать двигаться к этому, и не только по причинам огромной заполняемости матчей Атланты и Сиэтла. Теоретически - футбол нравится более широкому кругу американского общества и, очевидно, его огромному латиноамериканскому населению, он также привлекателен более молодым людям.

Опрос 2019 года, проведенный среди американцев, следящих за английской премьер-лигой, показал, что более 55% из них были моложе 45 лет. В прошлом сезоне телекомпания NBC сообщила, что средняя общая аудитория на своих различных платформах составила 879 000 за игру Премьер-лиги, что на 2% больше, чем годом ранее, и вдвое больше, чем в среднем по трансляциям матчей НХЛ. 

В июле 2021 года 9,4 миллиона зрителей также смотрели финал чемпионата Европы между Англией и Италией, что на 59% больше, чем в финале 2016 года между Португалией и Францией. Победу Италии на "Уэмбли" также увидело больше зрителей, чем в среднем смотрело первые три игры финала НБА

Премьер-лига и чемпионат Европы - это не MLS, но их аудитория свидетельствует о соответствующем спросе, и США недалеко от того, чтобы провести свой второй чемпионат мира совместно с Канадой и Мексикой в 2026 году. В 1994 году возникший импульс привел к созданию MLS. На этот раз ожидается гораздо больший толчок и - предположительно - еще больший для теперь уже развитой футбольной среды. 

Есть предостережения. Увеличение налоговой нагрузки и связующие с ними доходы клубов не могут длиться вечно, не нанося ущерба качеству лиги. И, что более важно, в то время как глаза США, несомненно, будут прикованы к чемпионату мира, франшизы MLS не будут привлекать это самое внимание, если их продукция некачественная.

Однако очевидно, что инвесторы и владельцы это понимают, и огромные суммы денег, которые они продолжают вкладывать в лигу, указывают на то, что они готовы пойти на этот риск.

Как Вы думаете, каков дальнейший путь Американской профессиональной лиги, есть ли у неё перспективы?