Валерий Карпин: «В свое время, меня приказом отправили в ЦСКА»
На прошлой неделе Валерий Карпин был в эфире «Última Hora Radio». Rusfootball.info предлагает читателям эксклюзивный материал: воспоминания российского наставника о СССР, украинский кризис, личная жизнь, «Спартак», приход в «Мальорку» и многое другое.
- У Вас вид сварливого человека...
-Когда, во время игры?
- И во время игры тоже. Вы оставляете впечатление агрессивного человека. Но внешность ведь бывает обманчивой?..
- Не знаю, мои черты характера люди, например, в Виго или в Сан-Себастьяне, судили не по тому, какой я на поле, а по тому, какой я вне игры. В жизни я абсолютно другой человек, нежели на стадионе.
- Смеётесь когда-нибудь?
-Конечно, но вне стадиона, вне работы, точнее говоря.
- Вы родились в Нарве, в Эстонии?
- Да, но раньше это был СССР. Это сейчас Литва, Эстония, Латвия – независимые государства. Но я родился в СССР.
- Вы родились там, потому что там всегда жили Ваши родители, или они переехали туда?
- Мои предки по папиной линии оттуда, жили там еще до Второй мировой войны, хотя они все русские. Мой отец родился в Эстонии, но не знал ни слова по-эстонски. А моя мать из Сибири. Они познакомились, когда им было 18 лет.
- Расскажите о Нарве. Вы редко там бываете?
- Нет, я регулярно навещаю мать, когда есть возможность. Отец умер, а мать там. Это маленький город, 60 тысяч жителей. Но футбол в Эстонии развит слабо, люди больше увлекаются парусным спортом, мотоспортом и, отчасти, хоккеем.
- Значит, Вы чувствуете себя советским человеком?
- Да, абсолютно. Например, если я еду на Украину, в Эстонию, Литву, Грузию – во все республики бывшего Союза – я еду туда, как если бы это была Россия. Там до сих пор говорят по-русски, хотя молодёжь – в меньше степени, все тебя там понимают. Для меня это до сих пор одна страна – СССР.
- Вы ностальгируете по СССР?
- Конечно. Кто-то может подумать: «Как можно по этому скучать...». Как в Испании была диктатура, так и у нас была «демократура», но я скучаю по другому: у людей не было ничего, и, так как не было ничего, не было и зависти, плохих отношений между людьми, все были в одинаковых условиях. Тем не менее, я не совсем разделяю идею коммунизма: те, кто этого заслуживает, должны получать больше.
- Как прошло Ваше детство?
- Это было замечательное время: как я говорил, у нас не было ничего, но всегда был мяч.
- Ну, разумеется! А Вы хорошо учились?
- Очень хорошо, у меня была отличная успеваемость: три четвёрки, остальные – пятёрки.
- Старательный парень?
- Просто мама сказала: будут плохие оценки – не будет футбола. Тогда для меня худшим наказанием было лишиться возможности тренироваться.
- Вам было 22-23 года, когда Горбачёв объявил о развале СССР. Где Вы были тогда?
- Тогда я был профессиональным футболистом в московском «Спартаке»: хотя примерно до 94 года не существовало такой профессии, мы были кем-то вроде спортивных инструкторов. В то время у меня была зарплата 120 рублей, как, впрочем, и у всех, будь-то «Спартак» или команда второго дивизиона. Единственная разница между большим и маленьким клубом заключалась в том, что гранды могли играть заграницей: в Лиге чемпионов, в Кубке УЕФА.
- Когда вы забили первый гол за сборную России?
- В 92-м. Тогда сборная выступала под флагом СНГ, и я забил с пенальти.
- У Вас есть квартира в Москве?
- Да, конечно.
- Служили в армии?
- Да, 2 года. Первый в Эстонии – это долгая история, хватит для книги; а что касается второго, однажды после чемпионата среди военных меня заметили и приказом отправили в ЦСКА – главный спортивный клуб военных.
- Как бы Вы охарактеризовали Путина? Вы его поддерживаете? -
...Есть вещи, которые мне не нравятся в его правлении, но скорее я его поддерживаю. В те годы, когда он только пришёл к власти, Россия нуждалась в таком лидере: сильном, прямом, смелом. Он хорошо отстаивает интересы России во всём мире. Россиянам он нравится, но, естественно, не всем.
- Ну и ожидаемый вопрос: Украина?
- Тут я говорил с людьми на эту тему...
- Но нам не объясняют реальное положение дел.
- Вот я и спрашиваю у своих собеседников: «Почему ты так думаешь?» – «Ну, нам так показывают». Конечно, вам показывают и дают ту информацию, которая кому-то выгодна. На самом деле, Хрущёв был первым секретарём ЦК Украины, потом, в 53 году, его избрали первым секретарём ЦК КПСС, а на следующий год он принял решение передать в состав Украины Крымский полуостров: он никогда не принадлежал Украине до этого. Сейчас американцы захотели вмешаться, привлечь Украину в НАТО, а Россия сказала: ладно, никаких проблем, но Крым наш. Ну, вообще я не очень разбираюсь в политике...
- Но Вам нравится политика?
- Ну, я слежу за новостями, мне хочется знать больше. И то, что произошло с Луганском, с Донецком… никто не мог представить, что так произойдёт. В этих двух областях 80% русского населения, которые чувствуют себя русскими и которые не хотят идти вместе с Украиной к США. И точка. Конечно, есть много подводных камней в этой ситуации.
- Поговорим о вашей личной жизни. Вы женаты?
- Да.
- И сколько у Вас детей, если можно спросить?
- Две дочки от первого брака. Мне хотелось бы еще мальчика, но посмотрим, я еще молод.
- Они живут тут?
- Нет, младшая живёт в Виго с первой женой, старшая учится в Лондоне. От второй жены у меня нет детей, но всё впереди.
- Дальше пойдут вопросы от наших слушателей. Первый – от Вашего соотечественника: «Сильно ли отличаются руководство испанской и российской командой»?
- Да, конечно. Во-первых, тут все говорят на одном языке. В «Спартаке» у меня 3-4 игрока говорили на английском, 3-4 – на португальском, 3-4 – на испанском, все остальные – на русском. Естественно, возникает неразбериха с переводчиками: разговор, который длился 10 минут, растягивался на 30. Ну и конечно, традиции, гастрономия – всё разное. Тут утром тренировка – все по домам, встречаемся днём. В Москве это невозможно: тратишь полтора часа, чтобы добраться до базы, полтора – обратно и опять столько же – до базы. Поэтому футболисты предпочитают оставаться на базе. И это нормально: многие европейские клубы имеют отель на базах, чтобы игроки отдыхали, ели и восстанавливались после тренировок там. Работаешь спокойно, никто тебя не трогает. Футболистам такой режим нравится: спокойно тренируешься, моешься, хорошо кушаешь, массаж, отдыхаешь, к вечеру – снова тренируешься и уезжаешь домой.
- И второй вопрос от слушателей: «Кому из своих бывших партнёров Вы бы отдали Золотой, Серебряный и Бронзовый мяч»?
- Не знаю, мне тяжело выделить трех, легче назвать 30: Мазиньо, Макелеле, Мостовой, Мичел Сальгадо, Ковачевич, Хави де Педро, Хаби Алонсо… их столько…
- Эх, незабываемая связка Мостовой-Карпин …
- Смотря для кого.
- Для всех!
- Да, для всех, это правда (смеется).
- А если из тренеров выбирать? Ладно, банальный вопрос: у кого Вы научились большему? Или взяли лучшее у всех?
- Нет, у одних я не взял ничего. Хотя нет, это не так. Всегда берешь что-то от тренера: видишь плохое – учишься этого не делать, видишь хорошее – берёшь на заметку. А вот с Тошаком мы вообще ничего не понимали: не было переводчиков. Просто выходили на поле и играли.
- В «Валенсии» Вас тренировал Луис Арагонес.
- Да, но, надо сказать, тут многое зависит от того, в каком возрасте ты попадаешь к великому тренеру. Одно дело, когда тебе 20 лет, другое – если тебе 35... В 20 лет тебе говорят, но ты не понимаешь тонкостей, и только к 25 годам ты начинаешь думать «по-футбольному». Работа с Арагонесом была похожа на работу с другими тренерами, но мы все знаем Арагонеса: он феномен.
- Вы знаете людей, которые стоят за Дуду Аватом?
- Честное слово – нет.
- То есть Вам позвонил Ават и предложил работу?
- Да, и рассказал о проекте.
- Другими словами, за Аватом никого нет?
- Нет, хотя говорили, что русские меня наняли через Дуду. Даже Абрамович упоминался.
- То есть Вы не его человек?
- Нет, конечно (смеется). Не его и не чей бы то ни было.
- Вы были дома, тут звонок – работа в Мальорке?
- Да, договорились встретиться.
- Хорошо. Вы переживаете за будущее нашего 18-летнего воспитанника – Марко Асенсио?
- Конечно, переживаю. Хорошо, что он остался в межсезонье и продолжает расти. Но, чтобы он продолжал развиваться как футболист, он должен остаться тут еще на год, как минимум. Для него этот год очень важен, как для футболиста и как для человека. В Мальорке его все любят, к нему есть доверие. Для него сейчас важно играть, а в футболе есть куча случаев, когда молодой игрок переходит в большой клуб и теряет игровую практику. Тут у него есть все возможности, чтобы стать великим футболистом.
- Последняя новость: один работник из Вашего штаба не имеет рабочего контракта. Я вот этого не понимаю. На днях смотрел новости: в пиццерии задержали работника без контракта, полиция, арест хозяина и все дела. И тут то же самое происходит в Мальорке... Как это объяснить?
- Я не хочу об этом говорить, но не потому, что это моя прихоть, а просто не хочу говорить сейчас. У нас впереди важные матчи, и надо сосредоточиться на команде, потому что есть много вещей, которые мешают команде. В дополнение скажу, что мы уже разговаривали об этом деле, о том, как его решать, но в данный момент я не хочу переживать насчет этого.
- И ему платились деньги?
- Конечно.
- Это Вы его позвали работать сюда?
- Да. Тренерский штаб нуждается в этом человеке: он готовит материал о сопернике, об игроках, он узнает всё, что я хочу. Он тренер и аналитик. Например, следующая игра с «Луго»: он мне приносит полное досье на соперника, собранное на прошлой неделе. Он 6 лет работал в «Валенсии», где всё было стабильно, но бросил её и приехал в Мальорку.
- Он ради Вас уехал из «Валенсии»?
- Ради тренерского штаба. По тем или иным причинам он не имеет контракта, но сейчас не время развивать эту тему.
- Хорхе Эрнандес?
- Да.
- Хорошо. Последний вопрос от слушателей: «Валерий, как вам гастрономия Мальорки, Вы пробовали местную кухню?»
- Конечно, некоторые вещи. Но я уже как-то говорил это, и буду говорить всегда: для меня, хотя многие тут могут рассердиться, лучшее место в мире с точки зрения кухни – Сан-Себастьян, Страна Басков. Я очень люблю мясо, я никогда не пробовал рыбы, например. В Галисии, правда, тоже хорошая кухня.
- Окей. Город, в котором Вы остались бы жить: Валенсия, Виго, Сан-Себастьян или Пальма?
- Сложно выбрать. Валенсия – точно нет. Раньше я выбирал между Виго и Сан-Себастьяном, но сейчас, когда я знаю Пальму... По красоте я остался бы в Сан-Себастьяне; по атмосфере, ритму города мне ближе Виго: всегда машины на улицах, молодёжь. Ну а Пальма, я бы тут остался еще на 20 лет.
- Курите сигарету после еды?
- И не одну.
- Сколько же Вы курите?
- Сейчас очень много, с этими нервами. Раньше тоже курил, но не много: 4-5 сигарет в день. Сейчас около пачки выходит.
- Вы смотрите телевизор?
- Нет, я больше люблю читать.
- А кино?
- Ходить в кино – нет. Сейчас дом – это как кинотеатр. Какой хочешь фильм посмотреть – пожалуйста. В последние годы в Москве ни разу не сходил: слишком много народа.
- Это правда, что Вы мало спите?
- Да, я ложусь в 2-3 ночи, а встаю в 7-45, но я отлично себя чувствую, даже если посплю два с половиной часа.
- Хорошо. У меня верная информация о Вас. А как Вы видите проблему испанской коррупции? Кстати, сколько у вас гражданств?
- Два, три паспорта. Эстонский паспорт мне дали по отцу. Гражданство России и Испании.
- Хорошо, тогда, как испанец, как Вы видите эту проблему?
- Это, конечно, безобразие. Я повторю, что далёк от политики, но мне ближе российская система: есть одна партия, которая правит уже в течение 15 лет, если не ошибаюсь, они и воруют, я в этом уверен. Но они воруют одни, а не все. Но это, конечно, мировая проблема.
- Хорошо. Как Вам интервью?
- Очень хорошо, о футболе почти не говорили, но поговорили обо всём понемногу. Спасибо.
Источник: Última Hora Radio
И о политике: "...то, что произошло с Луганском, с Донецком… никто не мог представить, что так произойдёт. В этих двух областях 80% русского населения, которые чувствуют себя русскими и которые не хотят идти вместе с Украиной к США. И точка. Конечно, есть много подводных камней в этой ситуации". Для человека, который заграницей рассказывает о прошедшем в Украине лучше не скажешь!
Ну, и последнее - я так думаю, что про Романцева он не сказал потому, что и не спрашивали, имея в виду только испанских тренеров...
Вот только подчеркивания зачем нужны не понятно. Имхо только мешают чтению
Мда, давно Валера не был на родине) На самом деле всё развито слабо, но футбол все-таки лидирует, ни с каким мотоспортом или парусным спортом не сравнится